Этот сайт использует «cookies» и сервис для сбора некоторых технических данных пользователей с целью получения статистической информации. Подробности см. в Политике конфиденциальности и Пользовательском соглашении. Если вы не согласны с указанными выше документами, измените настройки вашего браузера касательно «cookies» или прекратите использование данного ресурса.
Дальнейшее использование этого сайта означает ваше согласие на обработку сайтом упомянутых выше данных.

Каталог

 

Качество жизни: что нам по силам?

  • Что такое качество жизни? Что возможно с точки зрения человеческого потенциала?
  • Насколько хорошей может стать ваша жизнь?
  • Есть ли смысл в нашем существовании? Если да, то в чем он заключается?
  • Личностно-центрированный подход.
  •  Жизнь - школа, или жизнь - искусство?
  • Как реализовать свои возможности и сохранить их?

 Эта книга предлагает методы, которыми вы можете воспользоваться для улучшения качества вашей жизни, как немедленно, так и в непрерывном процессе жизни.

 Упражнение 1-1:

  • Посредством письменного упражнения, беседы с другим человеком или просто размышляя об этом, придумайте свое собственное определение качества жизни.
  • Являются ли вещи, не имеющие отношения к качеству жизни, хорошими?
  • Как вы узнаете о том, что достигли хорошего качества жизни?
  • Насколько хорошей может стать жизнь?

 

Либо выполняя упражнения 1-1, либо просто размышляя над ним в течение минуты, обратитесь к своему собственному опыту для ответа на следующие вопросы: Что делает жизнь хорошей? Насколько хорошей она может стать: эмоционально, духовно, физически, в отношениях с другими людьми?

 Веселье, развлечение, удовлетворенность, легкость на душе, удовольствие, удивление, юмор, радость должны быть частью уравнения под названием «Отличное качество жизни».

 Большинство из нас согласятся с тем, что достаточная обеспеченность едой, одеждой и кровом также необходимы для приемлемого качества жизни. До тех пор, пока не достигнуты эти основные параметры, людям обычно не до того, чтобы посвящать себя таким вопросам, как личностный рост. Люди отличаются друг от друга в том, какое количество денег они считают необходимым для того, чтобы жизнь была хорошей, но большинство из нас требуют определенного уровня безопасности (в наших домах, на наших улицах, в окружающей среде и в экономике) с тем, чтобы чувствовать, что жизнь такова, какой она должна быть. Возможно, что качество взаимоотношений определяет качество жизни более надежно, чем богатство, как только достигается определенное финансовое благосостояние.

 Хорошо известная иерархия потребностей Маслоу гласит, что физиологические потребности, такие как еда, одежда и жилье, должны удовлетворяться в первую очередь. На втором месте стоит безопасность, затем следуют наши потребности в обществе, уважении и, наконец, актуализация. Говоря голодному человеку о личностном росте или даже о разрешении травмы, вряд ли мы касаемся его самой насущной потребности. Как только удовлетворяются наши основные жизненные потребности, мы освобождаем свое внимание и энергию в направлении вопроса об оптимальном качестве жизни.

 

Насколько хорошей может стать ваша жизнь?

 Зная, что в каждой жизнь есть свои взлеты и падения, остается вопрос: насколько хорошей она может стать? Вот перечень компонентов жизни высокого качества, который мы можем рассмотреть.

  • Повседневная жизнь: Если каждое утро вы просыпаетесь, радуясь дню и тому, что он принесет…
  • Физическое благополучие: Если вы физически хорошо себя чувствуете, если вы комфортно себя ощущаете; если это приносит вам гораздо большее удовольствия, чем боли; если вам приятно ощущение обычных вещей: теплой воды на вашей коже, удобной одежды, прохладного утреннего воздуха на лице…
  • Умственное благополучие: Если вы довольны своим умственным состоянием, считаете, что оно соответствует тому, каким вы хотите его видеть; если вы получаете удовольствие от процесса мышления и работы над пониманием новых концепций, восприятия свежих идей…
  • Духовное благополучие: Если вам хорошо на душе: если вы в мире с самим собой, и ощущаете себя в мире как дома; если вы захвачены и заинтересованы жизненными потребностями, не будучи в тоже время полностью поглощены ими...
  • Повседневная работа: Если вы соблюдаете равновесие между работой и отдыхом, и получаете удовольствие как от одного, так и от другого; если вы ежедневно испытываете гордость за то, что делаете, и счастье при получении вознаграждения за свою работу…
  • Взаимоотношения: Если взаимоотношения с окружающими вас людьми приносят вам радость, будь то супруг, супруга, родители, дети, соседи, друзья, сотрудники или случайно встреченные незнакомцы; если эти взаимоотношения приносят вам гораздо больше удовольствия, чем боли; если вам радостно от того, что знаете этих людей, а им, в свою очередь, радостно, от того, что знают вас…
  • Близость: Если вы обладаете (как пишет корреспондент Уошингтон Пост Керолайн Хокс) «…уверенностью в том, что возможна неоспоримая, любящая, чистая, безграничная близость»…
  • Гармония: Если вы ощущаете баланс и гармонию с миром, и ваша жизнь не уменьшает качество жизни других, а, наоборот, делает ее лучше…
  • Обучение: Если в вашей жизни присутствует стимул к обучению и личностному росту, независимо от выбранной вами формы: образование (как официальное, так и самостоятельно разработанное); физические и/или умственные упражнения, будь то лечение или обращение к религии, чтение и беседы, так, чтобы появлялись новые аспекты осознания, приносящие вам радость…
  • Эстетика: Если вы стремитесь к красоте и наслаждаетесь ею не только в искусстве и музыке, но и в картинах повседневной жизни; если вы находите, что эстетика уже окружает вас: в булке свежего хлеба, в цвете кирпичей, в свете вечернего свечения, в облаках, в птицах, и вы сознательно привносите все это в свою жизнь: красивый столик, вкусно приготовленная еда, коллекция камней или ракушек…
  • Природа: Если вам доставляет удовольствие изучение богатого и разнообразного мира живой природы…
  • Ваша личность: Если вы чувствуете себя самодостаточным человеком, владеющим своими сильными и слабыми сторонами; вас устраивает ваша целостность, креативность и само ваше бытие, в то же самое время есть желание расширять и развивать свои способности по мере течения жизни…

 

Если все вышеуказанное, или почти все совпадает с действительностью, то можно сказать, что у этого человека необычайно высокий уровень качества жизни. Обратите внимание на то, что вы чувствовали, читая этот перечень возможностей. Созерцание идеала и обнаружение несоответствий между тем, что имеем и тем, что можем иметь, может привести к подавленности. Поскольку жизнь включает в себя усилия, изменения и неопределенность, все вышеуказанное можно принять скорее за теоретически идеальное состояние, чем за стандарт, который невозможно достичь. Наоборот, имея представление об идеале, у нас есть к чему стремиться, есть что-то, вдохновляющее нас. 

Качество взаимоотношений определяет уровень жизни гораздо больше, чем богатство.

 

Сравнение того, что есть, с тем, что может быть после изменения.

 Две наши способности имеют чрезвычайное влияние на улучшение качества жизни:

  • Наша способность полностью наслаждаться и ценить то, что окружает нас, и то, что мы уже имеем.
  • Наша способность изменять актуальные для нас условия жизни и приспосабливаться к ним с тем, чтобы они устраивали нас.

 

Восточная философия склоняется к акцентированию первой способности, западная - ко второй. В одном из эпизодов хорошо известного телесериала (вы узнаете его, если смотрели), русская женщина говорит американцу: «Вы, американцы, никогда не бываете счастливыми. У вас есть так много всего и, тем не менее, вы никогда не бываете удовлетворены». Ну да. Неудовлетворенность встроена в общество, основанное на потреблении. Размышляя над этим, мы видим, что это не только искусство, но и огромное богатство, обладать способностью наслаждаться тем, что имеешь. Эмоциональная шкала (Глава 3) основывается на этом, так же как и следствия травмирующего стресса (Глава 2). А теперь давайте просто рассмотрим это как чистую способность.

 

 Упражнение 1-2:

  • В зависимости от того, что вас привлекает: посетите музей искусств, выставку антикварных автомобилей, зоопарк, парк, ювелирный магазин, универмаг, или же любое другое место, где собрано большое количество вещей, которые вам особенно нравятся, и которые вы хотели бы иметь.
  • Для расширения вашей способности обладать вещами и ценить их, не имея законного права на них или физического обладания ими, побродите вокруг, выбирая, на какие вещи вам приятнее всего смотреть.
  • Поочередно представляйте себе, что вы обладаете ими там, где они находятся. Упивайтесь их красотой и прекрасными качествами. Решите, что вы можете обладать ими именно там, где они находятся.
  • Продолжайте делать это так долго, как это интересует или же до тех пор, пока вы не ощутите позитивный сдвиг в вашей способности иметь вещи без необходимости владеть ими.

  

Упражнение 1-3:

Для практики созерцания побродите вокруг с камерой или представьте, что у вас с собой камера.

  • Отметьте все то, на что вы смотрите, так, как будто вы собираетесь сделать снимок.
  • Отметьте качество света: он резкий или мягкий? Обращайте внимание, на какую высоту солнце поднимается в небе в разные времена года.
  • Обратите внимание на композицию, контраст, на предметы интересной формы и на пространства интересной формы.

 

 

Обладать тем, что есть

 Желание обладать вещами в огромной степени послужило двигателем человеческой изобретательности и креативности. В качестве примера мы можем привести «Оживающую Офелию» (1995), где Пайфер указывает на то, что это же самое желание может привести к тому, что дома будут заполнены хламом, а люди лишатся свободного времени. Мы можем расширить свою способность обладать чем-то, при этом не обязательно брать вещь домой и ставить ее в доме или в саду, где бы мы могли восхищаться ею, делать с нее зарисовки, раскалывать на дрова, в зависимости от нашего желания. Это только один вид обладания. 

 Расширяя концепцию обладания, мы можем «иметь» статую в парке и полностью ею наслаждаться, не ощущая грусти оттого, что нам не дозволено брать ее домой и устанавливать перед домом. Мы можем искренне наслаждаться вещами и мебелью наших друзей, не испытывая при этом зависти. Мы можем испытывать удовольствие от прекрасных качеств чужого супруга или супруги, не ощущая необходимости разрушить две семьи для того, чтобы «обладать» этим человеком. Разглядывание витрин, когда мы чувствуем себя на вершине мира, может оказаться очень приятным упражнением. Разглядывание витрин, когда мы ощущаем подавленность, просто добавляет еще одну причину для депрессии – «Посмотрите на все эти прекрасные вещи, которыми я не могу обладать».

 После этого исследования нашей способности обладать желанными вещами, давайте взглянем на нашу способность иметь вещи, которые на наш взгляд являются менее желанными. В этот момент, когда  я сижу за своим компьютером, я могу бросить легкий взгляд вправо и посмотреть на вид за окном. За прекрасно обрамленным окном (высокое окно, выполненное в итальянском стиле со старинным волнистым стеклом и деревянной рамой с орнаментом),    виден стебель очень высокой одноцветной лилии, ее почки все еще зеленые и свернутые. Перед окном стоит красивый старинный деревянный стул, который принадлежал моему дедушке, с зеленым сидением, нуждающимся в обивке. Кошка любит сидеть на этом стуле, но в данный момент она не может сесть на него, так как он занят файлами, ожидающими обработки. За окном стоит холодный серый июльский день. ( Конечно, июль обычно самый жаркий и ясный месяц в Мичигане).  Окно грязное. 

Если хотите, рассматривайте эту картинку вместе со мной еще минуту. Каким выбором мы обладаем здесь, не предпринимая никаких действий для того, чтобы изменить физическую окружающую среду. Было бы легко попытаться не увидеть на этой картине того, что могло бы считаться нежелательным при представлении себя в будущем, предвидя пышное цветение этой лилии (11 почек!), не помешало бы немного солнца, чтобы увидеть все богатство цвета и почувствовать манящий аромат. Это так же просто, как ощутить, что в данный момент не стоит рассматривать лилию, до того, как она расцветет.

Даже если мы увидим красоту лилии такой, какой она является в данный момент, мы можем счесть, что грязь на окне, куча файлов на стуле, серый холодный день мешают нам оценить ее. Либо мы можем сделать громадное усилие, проигнорировать то, что нам не нравится и оценить лилию (или стул, или само окно) несмотря на все вышесказанное. Наконец, у нас есть еще один выбор посмотреть на всю картину в целом в настоящем времени и оценить каждую ее частицу, такой, какая она есть, и каждый компонент, как часть целого.

 Это не значит,  что мы не можем помыть окно, если остановимся на этом выборе, или передвинуть файлы, или зажечь несколько свечей, чтобы рассеять мрак; это означает лишь то, что мы не должны делать это с целью приобретения хорошего опыта. Если у кого-то сохранились давнишние остатки пуританских взглядов на мир, трактующие наслаждение, как греховное,  то идея работы над развитием своей способности получать удовольствие, может показаться чем-то неправильным или же, в лучшем случае, – потворствующим своим желаниям. Я оставляю вам это, чтобы вы определились в своем решении по этому вопросу. Автор Билл Брайсон считает весьма забавным то, как англичане умудряются извлекать каждую каплю удовольствия из самого малого и в то же время готовы смиряться с неудобствами, которые другие сочли бы невыносимыми.

 Если вы решите, что вам хотелось бы обладать большей способностью получать удовольствие, попробуйте выполнять упражнения 1-4 – 1-6.


Регистрируясь на нашем сайте, оформляя заказ или отправляя сообщение через форму обратной связи, вы тем самым выражаете свое согласие на обработку сайтом некоторых ваших персональных данных. Подробности см. в Политике конфиденциальности и Пользовательском соглашении.
Если вы не согласны с указанными выше документами, вам следует немедленно покинуть этот ресурc.

Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на рассылку и вы в числе первых узнаете о новых товарах, акциях и распродажах!




Будьте внимательны!
Неправильный электронный адрес, введенный при регистрации, не позволит вам взаимодействовать с магазином.



Проверить аттестат